Флаг Джавахка
Герб и флаг Джавахка
Герб Джавахка
Javakhk Anthem by arbugo |
Джавахк и историческая область Армении` Гугарк (арм. Գուգարք, лат. Gugark)-— область в Великой Армени
Гугарк | |
Джавахк-Самцхе Джавахети | |
Тайк-Тао-Кларджети |
Гугарк-6 округов ниношной Грузии,1 округ Западной Армении `провинция Гугарка(Малая Армения).
Джавахке самом начале входило в состав Хаяси( (4000 Torgom-Hayasa)2500-900 года до нашой эри )
И кстати и саму Грузии устроит это вернуть Армении Джавахк- Гугарк и Тайк , таким образом Грузия освободиться от мусульман месхц турков и азеров которые обитают в Ахалцихе..
Ванского царства (Ассирийское название Части Армении Ван-Урарту) и относятся к концу IX века до н.э. Царь Ванского царства Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) в составленной им знаменитой Хорхорийской надписи упоминает о провинции Забаха (Джабаха), покоренной им наряду с другими соседними областями.
По мнению многих историков, уже с начала VIII до н.э. Джавахк, будучи заселен в основном армянами, был присоединен к Ванскому царству и являлся его крайней северо-западной провинцией.
Впоследствии Джавахк, к этому времени разделенный на две провинции – Верхний Джавахк и Нижний Джавахк, вошел в состав исторической области (ашхара) Гугарк Великой Армении, и находился в ее составе до падения династии Аршакидовв 428 г.
О Джавахке как об армянской территории упоминается и в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. «Отец истории» отмечает, что в 338г. Неркин Джавахк (Нижний Джавахк I) был отделен от Великой Армении и присоединен к Грузии. В составе Гугаркского бдешхства (княжества) остался только Верин Джавахк (Верхний Джавахк II), который после раздела Великой Армении в 385г.,387г.-428г. также оказался на территории Грузии. В сочинении «История Тарно» Овнан Мамиконян пишет, что в том же веке арабы завоевали Джавахк, который оставался под их господством до конца 9-го века. В дальнейшем регион неоднократно являлся мишенью для набегов многочисленных ханов и шахов…
В дальнейшем, вплоть до VII в. Джавахк, как и остальные области Восточной Армении, входил в состав Персидского царства. Позднее Джавахк, вместе с остальными областями Армении, был захвачен арабами. Провинция Джавахк находилась под арабским господством до конца IX в., когда царь Армении Смбат I Багратуни (890-914 гг.) вновь присоединил всю область Гугарк, вместе с Джавахком, к своему царству.
////////////////////////////
С ослаблением Армянского царства Багратидов Джавахк в конце X -начале XI вв. вошел в состав царства грузинских Багратидов. В 1044-1047 гг. грузинский царь Баграт IV на месте слияния реки Парвана с ее притоком Карасунахпюр основал крепость Ахалкалак. Однако Джавахк недолго входил в состав царства грузинских Багратидов.
В 1064 г. турки-сельджуки во главе с Алп-Асланом захватили и разграбили Ахалкалакскую крепость. С этого времени Джавахк стал постоянно подвергаться разбойничьим набегам турок-сельджуков.
Лишь в конце XII в., в период царствования грузинской царицы Тамары, в результате побед полководцев Иване и Закаре Закарянов над сельджуками, Джавахк был присоединен к Грузинскому царству. Как и остальные территории Северной Армении, Джавахк был отдан в управление представителям армянского княжеского рода Закарянов. В Джавахке правителями были назначены Саркис Тмогвеци и Шалва Торееци. В этот период крупным центром Джавахка, наряду с Ахалкалаком, становиться знаменитая крепость Тмкаберд, находящаяся на берегу Куры.
Закарянская Армения (1195 - 1261)
Zakarean Boddyguards Heavy Cavalry: |
В 1266 г. правитель Тмкаберда Саркис Джахеци, пользуясь противоречиями между Грузинским царством и вторгшимися монголами, смог основать самостоятельное княжество, которое, усилившись, включало в себя территории от Ташира до Эрзерума, и было известно под именем Самцхетского атабекства. Это княжество, большую часть населения которого составляли армяне, сохраняло свою относительную самостоятельность вплотьдо 1535 г.
В 1484 г. персидский шах Якуб со своими войсками вторгся на территорию княжества, разграбил и увел в плен многих жителей. В результате княжество ослабло и несмогло противостоять нападению объединенных сил грузинских царств Имеретии и Картли, которые захватили его в 1535 г.
Однако уже в 1547 г. турки-османы захватили крепости Ахалкалак и Ахалцихе, а впоследствии, в 1637 г. основали на территории Джавахка Ахалцихский элайет, впоследствии отдельный санджак (провинцию).
Джавахк издревле был населен армянами, о чем свидетельствуют как армянские, так и грузинские, арабские, турецкие и другие источники. По данным грузинского источника Леонти Мровели, в начале IV в., во время распространения христианствасвятой Нуне (грузинской Нино), разговорным языком населения Джавахка был армянский.
По сведениям турецких налоговых реестров XVI – XVIII вв., в населенных пунктах Джавахка и прилегающих районов в основном проживали армяне. Об этом также пишут грузинский автор Вагушти Багратиони, член конгрегации мхитаристов Гукас Инчичян и другие.
Однако установление турецкого владычества оказало значительное влияние на этнический состав Джавахка. Постепенно христианское население края, и в первую очередь армянское уменьшалось, а вместо этого увеличивалось количество мусульманского населения, в основном за счет лазов и черкесов.
К концу XVIII в. Джавахк потерял значительную часть своего коренного армянского населения, часть которого переселилась в другие края, а часть была просто уничтожена. Турецкие власти значительно укрепили Ахалкалакскую и Ахалцихскую крепости, на территории Джавахка был создан Ахалцихский пашалык, являющийся важным форпостом на северо-восточных границах Османской империи.
Новый этап в многовековой истории Джавахка связан с началом установления господства на Кавказе Российской империи.
С целью оживления экономической жизни опустошенной исторической армянской Лорийской области, до этого входившей в состав Восточной Грузии и вместе с ней в 1801 г. вошедшей в состав России, российские военные власти в начале XIX в. не раз организовывали депортации армянского населения из соседних регионов, принадлежащих Турции и Персии.
В 1807 и 1810 гг. русские войска дважды осаждали Ахалцихскую крепость, считавшуюся в то время самой непреступной турецкой крепостью в Передней Азии, но безуспешно.
В результате таких действий территории Ереванского ханства, Ахалцихского (в состав которого входила и территория исторического Джавахка) и Карского пашалыков лишились части своего коренного армянского населения. Только в ноябре 1810 г., после неудачной осады Ахалцихской крепости, русский главнокомандующий генерал Тормасов насильственно переселил оттуда 1500 свыше христианских семей со всем своим движимым имуществом в Лори и окрестности Тифлиса, не обеспечив их необходимыми средствами, в результате чего многие семьи погибли или рассеялись. Сам Тормасов писал царю, что он так разорил этот край, что врагу понадобится долгое время для его заселения и экономического восстановления.
Однако 8 декабря 1811 г. малочисленный отряд русских войск под командованием генерала Котляревского, совершив тяжелый переход в зимних условиях, внезапной ночной атакой захватил Ахалкалакскую крепость. Но в 1812 г., по условиям Бухарестского мирного договора с Турцией, Россия была вынуждена вернуть ей Ахалкалакскую крепость.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русские войска под командованием И.Ф.Паскевича 24 июля 1828 г. вновь захватили Ахалкалакскую крепость и подошли к стенам Ахалциха. Русским войскам предстояло штурмовать самую сильную турецкую крепость на восточных рубежах Османской империи, гарнизон и мусульманское население которого состояли, по свидетельству современников, из
наиболее воинственных жителей Турции. Однако русские войска, в результате решительного и кровопролитного штурма 16 августа 1828 г. захватили Ахалцихскую крепость. Это имело огромное значение для всего дальнейшего хода войны.
Согласно Адрианопольскому мирному договору, заключенному 2 сентября 1829 г., Ахалкалак и Ахалцих вошли в состав Российской империи.
Кроме этого, всоответствии с этим договором, в 1830-1831 гг. из Эрзерума, Ардагана и других районов Западной Армении в Джавахк переселилось большое количество армян во главе со своим духовным предводителем архиепископом Карапетом Багратуни.
В результате была восстановлена численность армянского населения Джавахка, которое в результате бесконечных войн значительно сократилось.
Наряду с местными 1716 семействами (около 10-11 тыс. человек) армян, 639 семействами мусульман и 179 семействами грузин, здесь поселилось около 58 тысяч армян из Западной Армении. По желанию императора Николая I, фельдмаршал И.Ф.Паскевич решил поселить их на территории бывшего Ахалцихского пашалыка, чтобы, как указывал ему император, армянское население несло охрану данного края по примеру казачьих военных поселений в других районах России.
А на месте бывшей турецкой крепости был разбит русский военный лагерь – прообраз современной российской базы. Нынешняя Ахалкалакская 62-я база, как и расположенная по соседству старая турецкая крепость – свидетели и символы покорения Россией Закавказья.
Армяне Джавахка оказали значительную помощь российским войскам в ходе всех последующих русско-турецких войн XIX в., а также в период Первой мировой войны.
Армянское население Джавахка являлось верным оплотом российских военных властей и во время антироссийских выступлений грузинского населения Кавказа, как это было, например, во время крупного восстания в Гурии в 1841 г. За почти два века, всего лишь в течение неполных 3 лет (с 1918 по 1921 гг.) в Ахалкалаки не находилось подразделений российских/советских войск и целые поколения ахалкалакцев выросли с чувством того, что военная база является частью их жизни, истории и гарантией их безопасности.
Присоединение Джавахка к России имело большое значение для нормальной жизни и деятельности армянского населения края. Край стал одним из центров торговли и ремесленничества на Кавказе, усилиями Карапета Багратуни была открыта известная школа Месропян. В Джавахке родились и выросли многие видные сыны армянского народа – писатели Дереник Демирчян и Ваан Терьян, первый ректор Ереванского университета Акоп Манандян, военный министр I Республики Армения Рубен Тер-Минасян и многие другие. Из четырех премьер-министров Республики Армения двое – Ованес Качазнуни и Амо Огаджанян, также были родом из Ахалкалака.
После революции 1917 г. и распада Российской империи в истории Джавахка, как и всего региона, начался новый этап, полный испытаний и трагедий. Русские войска, ведущие боевые действия на Кавказском фронте первой мировой войны, начали стихийно покидать боевые позиции, что позволило турецким войскам перейти в наступление на всем протяжении фронта. Малочисленные армянские войска оказались не в состоянии противостоять наступлению турецких войск.
В мае 1918 г. турецкие войска, преодолев сопротивление немногочисленных армянских отрядов самообороны, захватили Джавахк. Десятки тысяч армян Джавахка, в основном из Ахалкалака и окрестных сел, в памяти которых были еще свежи воспоминания о геноциде армян 1915 г. в Османской империи, спасаясь от наступления турецких войск, попытались найти убежище на территории Грузии. Однако правительство Грузинской Демократической Республики, созданной в конце мая 1918 г., отдало приказ своим войскам под командованием генерала Арджеванидзе невпускать армянских беженцев на свою территорию, тем самым обрекая их на гибель от холода и голода. Большая часть беженцев из Ахалкалаки была вынуждена обосноваться в лесах в районах Цалки, Боржома и Бакуриана, к северу от Ахалкалака.
К началу весны 1919 г. в результате турецкого вторжения, голода, холода и болезней погибло около 40 тыс. армянских беженцев из Ахалкалака и окрестных сел.
Сразу же после своего образования, грузинское правительство выдвинуло свои претензии на населенные армянами области Джавахка, как впрочем и на некоторые другие области Северо-Восточной Армении, что привело в конце 1918 г. к армяно-грузинской войне, которая началось после того, как Турция вывела свои войска с территории Джавахка и Лори. Армянские войска со стороны Александрополя вступили на территорию Джавахка и начали успешно продвигаться вперед. Однако вскоре военные действия были прекращены и в результате Грузия, при поддержке держав Антанты, установила свою власть в Джавахке. Грузинские власти установили в Джавахке режим военной диктатуры, начался процесс принудительного заселения края грузинскими переселенцами из внутренних районов Грузии.
В феврале 1921 г. в Джавахк опять вторглись турецкие войска. Грузинские войска, как и в 1918 г., вновь не оказали никакой помощи армянскому населению края, вынужденному своими силами противостоять турецким войскам. В результате вторжения турецких войск, голода и болезней только в Ахалкалакском районе в 1918-1921 гг. погибло около 50% армянского населения.
После установления советской власти в Армении и Грузии, вновь был поднят вопрос о принадлежности Джавахка. Подавляющее большинство населения края, и в первую очередь Ахалкалакского района, выступало за присоединение края к Советской Армении.
Вопрос о принадлежности Ахалкалакского района был решен на пленуме КавбюроВКП(б) 7 июля 1921 г. и был передан на рассмотрение ЦККП Грузии. Нетрудно догадаться, что ЦККП Грузии однозначно высказался за передачу Ахалкалакского района Советской Грузии.
По «случайному» совпадению событий, 5 июля 1921 г. на заседании того же Кавбюро ВКП(б) было принято решение о передаче другой исторической армянской области – Нагорного Карабаха, в состав Советского Азербайджана.
Флаг Джавахка
Герб и флаг Джавахка
Герб Джавахка
Герб Джавахка
Забаха(XXXX-VIII века до н. э)
Исторические карты
ЦАРИЦА ТАМАРА
В конце IX в. Гурген Багратуни женился на абхазской царевне и стал царем Абхазии. Его сын Геворг — Георгий I Багратуни, унаследовав абхазский трон, стал также царем Вирка в 1001 г. после того, как армянский князь Давид Кура-палат завещал ему, будучи бездетным, свои владения в северной Армении.
Историки ведут основание Грузинского царства именно с 1001 г., когда в Вирке и Абхазии стал царствовать армянин Геворг — Георгий I Багратуни-Багратион, сын армянина — царя Абхазии Гургена Багратуни.
По армянской царской традиции, он взял в жены армянку; официальным языком царства был армянский. Армянские Багратуни Вирка ничем не отличались от других царств Армении; наследники получали армянские имена, такие, как Георг — Георгий, Баграт, Давид, Тамар.
Что касается армянского происхождения имени Тамар, то здесь присутствует суффикс «ар», который присущ армянским женским именам (Пайцар, Гоар, Назар и пр.), и корень «там», что означает «томная». Остров Ахтамар в озере Ван топонимически зафиксировал это армянское имя («Ах+тамар»).
Если Гурген Багратуни был армянином, Георгий I Багратуни — его сын — армянин, их потомки Георгий II, Давид Строитель, Георгий III — армяне и по отцу, и по матери, то и дочь Георгия III Багратуни тоже армянка. Она и есть царица Тамар (Тамара).
Карта Армении, Малая Армении (Трабзона) и Грузии в 1184—1225 годах: Владение армянских Князей Захарян.Прошян, Орбелян , Багратуни
///////////////////////
Об истории и современных проблемах Джавахка в книге «Грузинский синдром», изданной в Германии
В немецком издательстве Mauer Verlag увидела свет книга Александра Сосновского «Das Georgien-Syndrom» («Грузинский синдром»). Это издание является первым в зарубежной литературе, где подробно, без двойных стандартов, излагается история абхазо-грузинских и осетино-грузинских отношений, а также этнические вопросы, имеющиеся в современной Грузии.
Как сообщил Информационному Центру газеты армян России «Еркрамас» советник Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, член Экспертного Совета КСПМ Мартик Гаспарян, сопровождавший автора книги в поездке по описываемым в издании регионам, в книге подробно описаны история и проблемы Джавахка, вопросы ассимиляции армян, факты присвоения армянского культурного наследия как в Грузии, так и в Западной Армении. В книге изложена информация об армянском происхождении ряда осетинских родов.
В издании представлена обширная информация о том, что Джавахк исторически является частью Армении (область Тайк), и армянские жители Джавахка не пришельцы, а автохтоны. Представлены материалы, в которых описана какой должна быть реальная армяно-грузинская граница. Описывается ультранационалистическая политика руководства Грузии и Грузинской Православной Церкви (ГЦЦ), приводящая к последовательному уничтожению следов армянской культуры, огрузиниванию и присваиванию средневековых армянских церквей в Грузии и Западной Армении (ныне в Турции). Автором книги также были представлены некоторые аспекты политики официального Тбилиси по отношению к армянам-католикам, огрузинившимся и ассимилировавшимся армянам, проблемы переселения турков-месхетинцев и т.д.
////////////////////////////////////////
Молитва Армянина
Защитника Джавахка
(перед вступлением в бой с врагами Отечества)
Господи Боже, Спаситель мой Иисус Христос!
По неизреченной любви Твоей Ты положил жизнь Свою за нас.
И нам заповедал положить жизни наши за друзей своих.
Исполняя святую заповедь Твою и уповая на Тебя,
Смело иду я положить жизнь свою за Веру,
Отечество и за единоверных ближних и Святынь своих.
Удостой меня, Господи, непостыдно совершить подвиг мой,
Во славу Твою, защите Джавахка и Армении моей.
Жизнь моя и смерть моя в Твоих руках,
Да ниспошли от Духа Твоего Святого,
Духа храбрости и отваги,
Чтобы в решающий час в сердцах наших
Не было места для трусости и слабости,
И пусть будет всё по воле Твоей. Аминь.
***
Ter im, Astvats im ev Prkich im Hisus Qristos!
Qo anchar sirov Du Qo kyanqy tvetsir mez hamar ev patviretsir,
vor menq el mer kyanqery tanq mer ynkerneri hamar.
Qo srbazan patvirany katarelov ev Qez apavinelov`
aha es khizakhelov gnum em im kyanqy tam Havatqis,
Hayreniqis, havatakits merdzavorneris ev Srbutyunneris hamar.
Zoratsru indz, Ter, vorpeszi arzhanapativ kerpov iragortsem im skhranqy`
Qo parqi, Djavakhqi ev im Hayastani hamar.
Kyanqs u mahs qo dzerqum en.
Araqir Qo Surb Hogin`
qadjutyan ev ariutyan Hogin,
vorpeszi vchrorosh pahin mer srterum
tegh chgtnen vakhkotutyunn u tulutyuny.
Ev tox amen inch Qo kamqov lini. Amen.
***
Տեր իմ, Աստված իմ և Փրկիչ իմ Հիսուս Քրիստոս,
Քո անճառ սիրով Դու Քո կյանքը տվեցիր մեզ համար և պատվիրեցիր,
որ մենք էլ մեր կյանքերը տանք մեր ընկերների համար:
Քո սրբազան պատվիրանը կատարելով և Քեզ ապավինելով`
ահա ես խիզախելով գնում եմ իմ կյանքը տամ Հավատքիս,
Հայրենիքիս, հավատակից մերձավորներիս և Սրբություններիս համար:
Զորացրու ինձ, Տեր,
որպեսզի արժանապատիվ կերպով իրագործեմ իմ սխրանքը` Քո փառքի,
Ջավախքի և իմ Հայաստանի համար:
Կյանքս ու մահս Քո ձեռքում են:
Առաքիր Քո Սուրբ Հոգին` քաջության և արիության Հոգին,
որպեսզի վճռորոշ պահին մեր
սրտերում տեղ չգտնեն վախկոտությունն ու թուլությունը:
Եվ թող ամեն ինչ Քո կամքով լինի: Ամեն:
////////////////////////////
СЛАВА ДЖАВАХКУ
1
Ты древняя, храбрых земля
Славы и рока ты мой очаг
Абул вот стоит с осанкой царя
Джавахк! Моя родина, ты мой овраг
Припев
Слава Джавахку. После века борьбы
Желаем тебе мы улыбку судьбы,
Ты только ходи, ты только блести,
И славой живи всему вопреки.
2
Твоя Парвана - светлая царица
На губах слово Теряна искрится,
Поет о любви слепой Аваси
Для тех, кто родиной своею гордится
Припев
Слава Джавахку. После века борьбы
Желаем тебе мы улыбку судьбы,
Ты только ходи, ты только блести,
И славой живи всему вопреки.
3
Смелый и великий, Джавахк ты мой святой
Ты родина талантов и гениев с мечтой
Как Дживани, что песней к миру обратился
И новым словом с нами поделился.
Припев
Слава Джавахку. После века борьбы
Желаем тебе мы улыбку судьбы,
Ты только ходи, ты только блести,
И славой живи всему вопреки.
4
Но мощней, сильней всего
Твой народ гениальный
Добрый смелый и гуманный
Смелый и гостеприимный
Припев
Слава Джавахку. После века борьбы
Желаем тебе мы улыбку судьбы,
Ты только ходи, ты только блести,
И славой живи всему вопреки.
////////////////////////////////////////
Գովք Ջավախքի
Դու հնագույն երկիր քաջի,
Փառքի, բախտի իմ օրրան,
Աբուլդ՝արքա քո Ջավախքի,
Երկիր դու իմ հայրենի։
Կրկներգ.
Փառք քեզ Ջավախք,
բախտ քեզ, Ջավախք,
Դարեր անցար ահավոր
Քայլիր Ջավախք,
փայլիր Ջավախք,
Դարեր ապրիր փառավոր։
Քո Փարվանան՝ լույս թագուհի,
Շուրթին՝ խոսքը Տերյանի,
Սեր է երգել կույր Հավասին,
Որ իմացողը ա՜խ կանի։
Կրկներգ։
Քաջ ու հզոր դու իմ Ջավախք,
Հանճարների դու երկիր,
Քո հանճարեղ մեծ Ջիվանին
Նոր խոսք ասաց աշխարհին։
Կրկներգ։
Բայց ամենամեծ հանճարդ
Ժողովուրդդ է քո հանճարեղ,
Բարի, համեստ ու մարդասեր,
Քաջ ու հզոր, հյուրասեր։
////////////////////////
Церковь Сурб Хач (Сурб Хачатур), село Хандо.
Адигенский муниципалитет
Аспиндзский муниципалитет
Ахалкалакский муниципалитет
По утверждению духовного предводителя города Азалкалаки отца Татева Марукяна, во всех 72 сёлах Ахалкалакского муниципалитета есть армянские церкви, но большинство из них полуразрушены, а восстановлены только 3-4.
Церковь Св. Георгия, г. Ахалкалаки.
Ахалцихский муниципалитет
Церковь Богоявления Святого Креста, Ахалцихе
Церковь Сурб Ншан (Сурб Вардананц), г. Ахалцихе.
Боржомский муниципалитет
Ниноцминдский муниципалитет
//////////////////////////////////////////